«Здравствуй, мама!» - письма с войны Александра Чежина

Тридцать лет назад закончился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

Матери сын не сразу написал, что служит в Афганистане. При прохождении воинской службы в воинской части полевая почта 88870 с мая 1986 по ноябрь 1987 гг. в должности водителя — механика БТР, рядовой Чежин Александр Сталинполкович неоднократно принимал участие в боевых операциях и проводах войсковых колонн.

Чежин Александр Сталинполкович

«После карантина, точнее, после учебки, сели на поезд и в Тбилиси, а оттуда самолетом в Кабул. Там на аэродроме пробыли часа три, потом смотрим — такая колонна БТР идёт! Немного погодя нас рассадили по этим боевым машинам и в путь. Наш полк стоит около города Чирикар — это 150 км от Кабула. Ребята-афганцы, которые приехали навестить маму Жени Зимакина, сказали мне: «Чирикар — гиблое место, так как душманы каждый день обстреливают эти места, спускаясь с гор и ночью, и днем».

Зимакин Евгений Николаевич, погиб 14 сентября 1985 г.

Строки из письма от 9 июня 1986 года: «Мама, я был в командировке, больше месяца не был в полку, всё в дороге, а там некогда писать да и почтовых ящиков по дороге нет. Завтра снова выезжаем. Сегодня загрузились, встали в колонну, На сколько едем не знаю. Самочувствие хорошее, настроение отличное. Береги себя...»

на БТР (Чежин А. с гитарой) 11.09.1986 г. «Вернулись с боевого задания. Больше полмесяца не был в полку, всё в дороге»

Строки письма от 18 декабря 1986 года: «Мама, ездил в командировку на границу с Союзом в г. Хайратон. Такое впечатление было, когда выехали в пустыню перед Хайратоном, просто не описать! Выезжаем из ущелья — огромные просторы, а сзади — стена гор, и небо над Афганистаном тёмное, а над Союзом — светлое, такая резкая полоса. Три дня там были, ночевали у самой реки Амударьи. По реке пароходы плавают, как у нас «Шевченко», сторожевые катера стоят, по той стороне пограничники наши ходят. Через реку большущий мост «Дружбы». Так на душе стало весело!»


Через два года, 15 февраля 1989 года, командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним пересечет границу, разделявшую СССР и Афганистан и, стоя на этом мосту, скажет журналистам: «За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет. На этом девятилетнее наше пребывание там завершилось. Я хочу сказать еще, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо памятники ставить».


Уже дома сын рассказывал: «9 ноября мы, демобилизованные солдаты, сели в самолёт битком, взлетели с аэродрома. Думал, не долетим. Душманы всегда знали, когда летит борт с дембелями и обстреливали его. В самолете было полное молчание, слышен только мотор, в иллюминаторах видны взрывы. И когда из кабины вышел второй пилот и сказал, что подлетаем к границе Родины, раздалось громкое «Ура!», от которого, казалось, задрожали стены самолёта».


Чежин А. в центре. 12.11.1987 г. Первый день дома, с друзьями, г. Тотьма.


На вопрос о том, что было самое трудное, Александр ответил: «А самое трудное — собирать куски мяса своих товарищей после взрыва, когда БТР наезжает на мину».

Пройдя круги ада в Афгане, Чежин Александр трагически погиб в мирное время 18 июля 1994 года.


Текст: Письменная О.Н., руководитель проекта «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...»

Источник предоставления: Чежина Валентина Васильевна, мать. г. Тотьма.

15:30
1900